Авторские права


Неопубликованное интервью, написанное мной по просьбе журналиста.
Как выяснилось позже, журналист был стукачём, это интервью нигде не было опубликовано, а информацию стукач слил в ФСБ. Получается, что было не интервью, а негласный допрос.
Это было летом 2000 года.

Каким образом ты узнал о том, что твоё произведение находится на диске, и о диске вообще?

Один знакомый мне сказал, что он купил CD (компьютерный диск) под названием "Библиотека в кармане". И на нём, среди примерно восьми тысяч произведений есть и моя повесть "Отречение". Этого я не ожидал никогда. Моя повесть находится в Интернете уже больше двух лет, разошлась более, чем по ста сайтам (или, другими словами, Интернетовским серверам), но никто не использовал её в коммерческих целях. Я пошёл по нашим СD-ларькам, и обнаружил более свежие версии этой библиотеки, и там я тоже есть. В одном ларьке продавцы сказали: "Хотелось бы познакомиться с настоящим писателем". Я чуть было не рассмеялся и ответил: "Пожалуйста, знакомьтесь!"

В каком виде представлено произведение - полное или в сокращённом виде? Существует ли другая - более оригинальная версия книги и где её можно найти?

На этом диске записана самая первая версия повести, только две части. К тому же, при пересылке по электронной почте потерялась часть текста, строчек тридцать, наверное. В том месте компьютер вставляет пятиконечные звёздочки, шутник... Я несколько позже делал повторную пересылку, и там ошибок уже не было. А зимой этого года администратор сервера, Николай Буслаев, поместил окончательную версию моей повести, вместе с третьей частью. Находится она по адресу: http\\nmsf.sscc.ru, раздел "Эксклюзив" (кнопка в центре экрана), автор "Зенин Игорь". Там находятся все три мои книги, включая и "Отречение".

Каким образом составители диска могли наткнуться на твоё произведение? Что такое сервер nmsf.sscc.ru, кто его создатель и где он сейчас, кто заведует сервером в настоящее время и насколько этот сайт популярен в мире?

Люди, особенно те, у кого по долгу работы Интернет имеется бесплатно, буквально сутками блуждают по всему миру. Насколько мне известно, всего в Интернете подсоединено около 250 миллионов компьютеров. Сервер - это тоже компьютер, но более мощный, допускающий одновременную работу на нём десятков, а то и сотен пользователей. Сервер nmsf.sscc.ru ещё известен как "Библиотека Трибиса". Основал его Дмитрий Трибис. Сейчас он живёт в Канаде и заведует компьютерным отделом в солидной фирме. На данный момент этот сервер, или сайт, находится в руках Николая Буслаева. Физически этот компьютер находится на ВЦ в Академгородке. По статистике входящих подключений, примерно 60% - это иностранцы русского происхождения. Другими словами, в мире его знают лучше, чем у нас в России, не говоря уже о Новосибирске. Этот сайт принимает участие в определении... даже не знаю, как корректнее сказать,... качества, популярности, удобства, среди примерно 10 тысяч профессиональных сайтов. То есть входящий пользователь (юзер, от английского слова use - использовать) ставит оценку сайту. Так этот сайт в апреле занимал второе место в мире! Гордится надо такими успехами!

Рядом с именами каких известных авторов записано твоё имя и произведение на этом CD?

Вообще-то я иду по алфавитному списку. А нахожусь в разделе "Фэнтези". Там же находятся произведения Желязны, Стругацких, и других авторов.

Обращался ли ты куда-нибудь по поводу своих авторских прав, куда, что там ответили по этому поводу?

Как только я узнал о диске, то сразу пошёл в комитет по авторским правам, где зарегистрированы мои книги. Но там с такой проблемой ещё не сталкивались. Мне ответили, что для официального запроса необходимо точный юридический адрес. А на диске ни издатель, ни изготовитель не указан. Это не книга, по которой можно найти типографию и издателя. Они меня попросили собрать для них как можно больше информации, поскольку новое время диктует новые методы работы. Ещё предложили детективную службу, в которой работают бывшие сотрудники МВД и КГБ (теперь ФСБ). Они специализируются именно на этом, используя свой опыт и наработки по старым местам работы. Но им нужно платить хорошие деньги, а у меня их нет. То есть практически издателя найти можно, но государственного механизма (а государству заплачена пошлина за копирайт, то есть за авторские права) для защиты своих прав нет.

Что ты, вообще, думаешь о проблеме авторских прав и можно ли за них бороться?

Начну с конца. Бороться, конечно, надо. Только один в поле не воин. А проблема авторских прав остро стоит во всём мире. Тут вопрос в другом. Года два назад я смотрел передачу по ТВ о пиратстве в видеобизнесе. Были приглашены режиссёры тех фильмов, у которых воруются их творения. И в итоге они сказали примерно следующее: "у нас в руках две кассеты: одна - лицензионная, другая - пиратская. Качество примерно одинаковое. Но лицензионная стоит 75 рублей, а пиратская - двадцать. Громадная часть цены лицензионной кассеты уходит в государство. А люди покупают то, что дешевле, и винить их за это просто глупо". В итоге мы сталкиваемся с проблемой порядочности как пиратских издателей, так и самого государства.

Расскажи о сюжете "Красной туфельки", что ты видел?

Это целая история. В конце июля - начале августа прошлого года я допоздна смотрел ТВ. И уже собирался лечь спать, как по 12 каналу начались "Дневники Красной туфельки". Решил посмотреть. Начался он со слов: "Фильм Спилберга "Дневники Красной туфельки"". Построен этот фильм был по типу журналистского репортажа. Голос за кадром говорит: "В космос улетели русская космонавтка и американский космонавт. У них произошла авария. Полная потеря кислорода. Им осталось жить всего несколько часов. На радиозапросы с земли они не отвечают". Потом показывают обнажённую красавицу, которая подходит к обнажённому красавцу. После идёт смоделированное интервью с этой красавицей: "Его объятия, поцелуи, не хватает кислорода... Проваливаешься в бездну, и пустота..." И потом повторы репортажа и интервью раз десять. Стандартный приём для усиления эффекта восприятия. Из этого пятнадцатиминутного фильма эротика составляла секунд тридцать, а всё остальное время - повторы репортажа и интервью. А теперь суди сам. Я привожу отрывок из своей повести "Отречение", глава "Дэнил":

"Ничего не предвещало беды. Четырехнедельный Дэнил мирно спал, вдоволь напившись материнского молока. Счастливая мать парила в невесомости около него, глядя счастливой, с легкой грустью улыбкой. И вдруг... И вдруг она вздрогнула, словно кто-то уколол ее в самое сердце. Она растерянно подняла глаза, посмотрела вокруг со страхом, и спросила, все ли в порядке. Ее муж подплыл к пульту и после пятиминутной паузы ответил, что все системы корабля работают нормально. А через час завыла сирена. Пробило оба баллона с кислородом, обрекая весь состав корабля на смерть. Кислород остался только в самом корабле, которого хватало не больше, чем на неделю. Единственное, что можно было сделать - это оставить одного Дэнила, ему одному хватило бы кислорода до того времени, как прибудет спасательный корабль. Последний поцелуй... Последние объятия... Отдав Дэнила во власть манипуляторного робота-няни, попрощавшись с молчаливой Тенлёй, которая не знала что ответить, они вышли в космос, плотно прижавшись друг к другу... Когда они стали задыхаться от нехватки кислорода, отец Дэнила резким движением открыл клапан... Несколько раз в течение сорока лет командиры кораблей, пролетавшие в этих районах, в тайне от Дэнила говорили, что регистрировали радарами объект примерной массой двести килограммов... Но тайна для того и есть тайна, что бы когда-нибудь перестать ей быть. Дэнил тупо верил, что он встретит своих родителей, понимая, что это бред, но в каждую свободную минуту он смотрел в иллюминатор, независимо от того, где бы ни находился корабль..."

То есть сюжетная линия "Туфельки" совпала с моим сюжетом: Космос, мужчина и женщина вдвоём, потеря кислорода, обрыв радиообмена с Землёй (не важно, кто молчал, а кто говорил), любовная сцена, смерть. Вообще, этот приём стар, как сам мир - за несколько мгновений до смерти мужчина и женщина занимаются любовью напоследок, если они вдвоём. Конкретные примеры: фильмы "Аты-баты, шли солдаты", "Экипаж", почти все боевики. Но в данном случае совпадает сопутствующая обстановка, сюжетный фон опасности.

Я забыл про сон, смотрел во все глаза, чуть было не превратился в видеомагнитофон (которого нет). По крайней мере, голова стала квадратная, но видеокассеты в ней я не обнаружил. Шутка, бамбарбия киргуду.... В конце пошли титры. Они бежали очень быстро, я ничего не запомнил, но обнаружил, что актёры - оба русские, и вся съёмочная бригада состояла из русскоязычных фамилий. Насколько я понимаю, под крышей Спилберга в Голливуде над этим фильмом работала русская бригада. Тогда понятно, как они нашли сюжет. Русский, я думаю, они знают в совершенстве. Вообще, "Дневники Красной туфельки" снимает Залман Кинг. Но в этом фильме практически нет эротики, а сплошная психологическая накрутка. То есть всё в стиле психологических триллеров Спилберга. Забегая вперёд, хочу сказать, что где-то мне попалась газетная вырезка об этой актрисе. Это какая-то мисс красоты 98 года с украинской фамилией. Да и в титрах это, вроде бы, упоминалось... Но не утверждаю точно. Получается, что фильм был создан уже после опубликования моей повести в Интернете. На следующий день я сразу позвонил своему хорошему знакомому на 12 канал и попросил его переписать этот фильм. Он сказал, что это сделать невозможно, поскольку кассеты сразу стираются. Я упал духом и не стал продолжать поиски. Но через месяца три я всё-таки позвонил администратору сайта, объяснил ситуацию. Дело в том, что тогда я ещё не зарегистрировал авторские права. Но ребята мне ответили, что публикация в Интернете приравнивается к авторским правам, и в Штатах возможно потребовать авторский гонорар и со Спилберга. Но для этого нужно им самим посмотреть этот фильм и оценить ситуацию. Я начал бегать по всем видеомагазинам, искал этот фильм. Но про него никто ничего не слышал и не видел. Складывается впечатление, что этот фильм видел только я!!! Мистика какая-то! Ну не приснилось же мне! Повторяю, у меня весь сон отбило. И трезвый я был. К спиртному у меня вообще полное безразличие. Я даже вышел на редакцию газеты "Телесемь", поскольку они получают из Москвы сопроводительные анонсы. Но и там ничего не нашли. Девушка Ирина, с которой я познакомился, перерыла буквально все подшивки. Примерно месяцев через семь я узнал, что эфирные плёнки хранятся полгода, но к тому времени этот фильм уже отсутствовал. Поэтому на данный момент, я, как субъективное заинтересованное лицо, ничего твёрдо утверждать не могу. Но всё равно обидно. Повесть эту я писал двенадцать лет. Года на три спрятал черновики повести, боясь преследования.

Почему?

В первой части моей повести есть такой сюжет: на вымышленной планете космические войска обкурились героина, и на урановом складе за счёт большого скопления урана начинается цепная реакция. Происходит взрыв. Ядерный. Происходит это 25 апреля. Писал это я в конце января 1986 года, ещё будучи студентом. А через три месяца, 25 апреля, в Чернобыле, благодаря цепной реакции саморасщепления происходит ядерный взрыв в реакторе. Про героин не знаю, не слышал. Тогда же появилась информация, что в газетах заранее была дана информация об этой трагедии, что это - запланированная диверсия. Я видел впоследствии фотографию газеты "Телесемь". 25 апреля в ней было красным цветом, 1 мая (праздник) чёрным, на другой стороне точно в дате 25 апреля - условное изображение ядерного реактора, и тремя страницами раньше - статья о Чернобыльской АЭС. До сих пор нигде я не слышал об этом. Ведь тогда совсем по другому выглядит всё.... Этим расследованием занималось, насколько мне известно, КГБ. Эту информацию они засекретили. Примерно через месяц, после диплома, я вернулся к своей рукописи, и обнаружил такое совпадение. У меня у самого волосы встали дыбом! Не надо подробно объяснять, что я мог спокойно поплатиться своей свободой в те времена. Я испугался и спрятал рукопись года на три.



Hosted by uCoz